Блог ZX Evolution

Где купить ZX Evolution и NeoGS?

Скриншот сайта http://tetroid.nedopc.com/

Случайно обнаружил на просторах сайта NedoPC ссылку на своеобразный интернет-магазин плат и наборов ZX Evolution, NeoGS, видеоконвертеров и прочей вспомогательной мелочёвки. Занимается производством и доставкой тот самый Виталий MV1971, о котором я уже писал в предыдущих постах. Несмотря на специфичное оформление страницы, рекомендую воспользоваться его услугами. Доступны платы ZX Evolution в трёх цветах: красный, чёрный и жёлтый (с прозрачной маской).

  • Форма заказа отсуствует, очевидно, следует писать на email.
  • Доставка из Новосибирска по России в среднем выходит 200 рублей в зависимости от объёма посылки.
  • Оплата — переводом на карту Сбербанка или через другие платёжные системы.

http://tetroid.nedopc.com/

Кто давно хотел заказать конструкторы ZX Evolution и купить плату NeoGS — самое время это сделать.

CHRV завершил выпуск плат NeoGS

NeoGS + ZX Evolution

 

На днях на форуме NedoPC было замечено сообщение от CHRV:

Производство NeoGS мною завершено.
Производство возобновлено независимым производителем: Виталием tetroid@inbox.ru.
По поводу приобретения плат обращаться к нему.

Добавить к этому нечего.

Установка платы NeoGS в корпус MiniITX

Ещё в конце февраля я приобрёл у CHRV собранную плату NeoGS, но столкнулся со сложностью установки в корпус Mini ITX. Хоть формально она и влезает в корпус по высоте, всё равно правильно скомпоновать не получается — NeoGS упирается в заднюю стенку. Пришлось тестировать конфигурацию в разобранном виде. 

ZX Evolution + NeoGS в разобраном виде
ZX Evolution и NeoGS в разобранном виде

Решено было заказать уголоковый переходник ZX BUS у Вадима Сабиржанова. Конверт дошёл из Челябинска в Москву за несколько дней. Внутри было две детали, которые нужно было спаять вместе — плата и разъём.

ZX BUS EDGE (zxkit.ru)
ZX BUS EDGE (zxkit.ru)

ZX BUS EDGE (zxkit.ru)
ZX BUS EDGE (zxkit.ru)

NeoGS + ZX BUS EDGE (zxkit.ru)
NeoGS и ZX BUS EDGE (zxkit.ru)

NeoGS + ZX BUS EDGE (zxkit.ru)
NeoGS и ZX BUS EDGE (zxkit.ru)

ZX Evolution и горизонтальная установка платы NeoGS
ZX Evolution и горизонтальная установка платы NeoGS

ZX Evolution и горизонтальная установка платы NeoGS
ZX Evolution и горизонтальная установка платы NeoGS

Запаиваем уголковый переходник ZX BUS EDGE, втыкаем в него NeoGS и всю конструкцию втыкаем в ZX Evo. Не забываем правильно соединить NeoGS и ZX Evo специальным аудиошлейфом (входит в комплект NeoGS). Получается компактно, красиво и удобно. Чтобы платы не соприкасались, есть смысл проложить между ними поролон или пенопласт. Кстати, фотографий на тему ZX Evo у меня набралось на целый альбом. Заходите и смотрите. Скачать фото в оригинальном качестве можно при помощи кнопки ° ° ° справа.

Обновление прошивки ERS

Ещё один часто задаваемый вопрос, ответ на который теряется на форумах и в документации — как обновить прошивку ZX Evolution. Делается это очень просто:

  1. Скачиваем свежую прошивку (на данный момент последняя версия — 0.55b)
  2. В корень SD-карты распковываем файл прошивки zxevo.rom
  3. Переходим в меню R. Service
  4. Выбираем команду F. Fast update ROM
  5. В появившемся списке файлов выбираем zxevo.rom
  6. Если всё сделано правильно — увидите процесс прошивки, который завершится автоматически рестартом Evo Reset Service.
  7. PROFIT!

 

Однако, 16.02.2014 на форуме NedoPC один из разработчиков Savelij подарил сообществу новую утилиту для обновления прошивок с нехитрым названием flash_pe. Утилита пригодится на случай небольших проблем с основной прошивкой. Утилита не зависит от основной прошивки ZX Evo и может запускаться откуда угодно (в случае Hobeta-версии). Файл прошивки всегда должен лежать в корне SD-карты, иметь размер 512К и иметь имя ZXEVO.ROM (как и в первом способе). В архиве вы найдёте два файла — flash_pe.scl и flash_pe.$c — запускать можно многими способами. Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать, поэтому снова видеоинструкция. В случае серьёзных проблем с прошивкой Evo Reset Service, необходимо загрузить конфигурацию Test & Service и следовать инструкциям.

 

 

​Быстрые ссылки:

  1. Утилита обновления прошивок
  2. Исходники и сборки утилиты
  3. Скачать прошивку Evo Reset Service 0.55b
  4. Официальная страница прошивок ZX Evo
  5. История обновлений прошивки Evo Reset Service

Пара слов об эмуляторах

Часто можно встретить ошибочное утверждение, что ZX Evolution — это аппаратный эмулятор.

Это заблуждение. Что такое эмуляция? Это когда софт, созданный под одну платформу, запускается на чужеродной платформе через программную прослойку (эмулятор).

Всё, что запускается и работает на ZX Evo — не эмуляция, а реальная работа машинного кода на реальном Z80, реальном AY и реальной ВГ93. Со всеми недокументированными функциями, реальными портами клавиатуры, джойстика, принтера и проч. Реальная шина ZX BUS напрямую подключена к шине реального Z80. ПЗУ присутствует, ОЗУ тоже, все стандартные порты. Рассмотрите внимательно плату и вы всё поймёте.

Кажущаяся «эмуляторность» возникает при взгляде на Altera и Atmega128. Но Altera тут не более чем периферийный чипсет, выполняющий чуть более сложные функции, чем Т34ВГ1. Этакий периферийный хаб. Atmega128 — служебный контроллер для загрузки с SD, поддержки COM-порта, начальной загрузки и прошивки Альтеры.

Грубо говоря, аппаратная эмуляция ZX — это когда вы запускаете Dizzy на iPhone.

Источник изображения http://habrahabr.ru/post/119923/

Монтируем SCL-образ

Часто спрашивают — почему я пытаюсь примонтировать SCL-образ и ничего не происходит? Отвечаем — на самом деле SCL-монтируется на Virtual drive. Вот нехитрый набор действий, который приведёт вас к успеху:

  1. Клавиша Y — выбираем букву для виртуального дисковода (например С:)
  2. Клавиша F — выбираем SCL-образ на диске и нажимаем Enter.
  3. Клавиша 3 — назначаем загрузочным диск C:
  4. Клавиша Z — загружаемся с виртуального дисковода C: где смонтирован выбранный SCL-образ.
  5. PROFIT!

Вот и всё. Единственная сложность —  нигде не отображается, что SCL-образ куда-то примонтирован, а состояние Virtual drive нельзя проверить.

Откуда вообще взялась такая сложность монтирования SCL? Обратимся к теории.

Формат TRD является «плоским», несжатым и максимально приближен к физическому формату дискеты. Он всегда имеет предсказуемую структуру и постоянный размер (примерно 640 Кб). В ZX Evolution можно производить с TRD-образом все обычные операции — записывать, переписывать и удалять файлы. Все операции производятся напрямую с файлом на SD-карте. В этом его главное преимущество и простота. То есть, можно записать файл или байты прям в середину образа и он останется корректным. Каждая операция является атомарной и прозрачной и не разрушает структуру образа.

Формат SCL плоским не является. Он хранит сжатую структуру диска. Работа с ним требует предварительной распаковки. Далее система работает уже с распакованными файлами. Именно эта распакованная структура и монтируется в виртуальный дисковод. Соответственно, чтобы записать в эту виртуальную структуру в данной системе невозможно, так как для сохранения SCL-образа на карте памяти надо полностью обновлять (переупаковывать) весь файл. Ведь он является сжатым и записать что-то поверх не представляется возможным.

Надеюсь, я ничего не напутал. Если увидите неточности или нужны дополнительные подробности — пишите в комментариях.

Всем всё ясно

 

ZX Evo всё

Этот вечер принёс грустную весть: плата ZX Evolution больше не будет производиться силами CHRV. Учитывая, что он практически единственный человек, который собирал платы на заказ и рассылал их заказчикам, можно сказать, что плата снята с производства. Теперь единственный способ получить плату ZX Evo — изготовить её самому, либо найти кого-то, кто займётся сборкой на заказ хотя бы одной платы.

Вот что пишет CHRV:

Увы, я распродал последнюю партию плат. И смею заявить, что моими силами больше она производится НЕ БУДЕТ. Готов содействовать любому, кто захочет производить платы: техническими советами, контактами с китайцами, размещением информации на сайте, и прочее... Если есть у кого-то желание. ПОЖАЛУЙСТА.

Соответственно прошивки и прочее развиваться будет, просто у меня нет больше возможности по ряду причин производить платы.

Коротко о главном:

  1. Плату/конструктор больше не купить у CHRV, так как он их теперь не делает.
  2. Кто сделает на заказ — неизвестно. Можно уговорить других участников, можно купить б/у по объявлению.
  3. Полная документация, схемы, чертжи — открыто и доступно. Любой может сделать себе плату ZX Evo (любой ревизии).

Доработка дисковода 3.5"

Подключал как-то летом флопповод  3.5" Sony MPF920 к ZX Evolution. При подключении прямым шлейфом дисковод назначается буквой B.



Чтобы он назначался как A: достаточно перепаять всего одну перемычку. JC31 переставляем на место JC30. На фото показан вид до перепайки. Теперь дисковод всегда определяется как A: на ZX Evolution без доработки шлейфа.

Кроме того можно замкнуть переключатель двойной плотности. На дискетах справа внизу есть дырка — окно определения плотности. Если её заклеить — переключатель будет нажатым и включится режим пониженной плотности/скорости данных. Если этого не сделать — придётся на всех дискетах заклеивать окошко плотности.

Аналогичным способом дорабатываются другие дисководы: разбираем, ищем перемычки, пробуем перепаять. К.О. подсказывает, что можно взять практически любой флоповод приличной марки, загуглить модель флопповода со словами типа «modifying/repair/change».

По мотивам и с использованием фото статьи http://tonnemansblog.wordpress.com/modifiying-a-fdd-for-a-yamaha-el90/

Клавиатура ZX Evolution

Клавиатура для ZX Evolution

Один из отцов-создателей ZX Evolution Роман Чунин занимается непосредственно сборкой, наладкой и отправкой собранных плат и конструкторов своим заказчикам. Кроме материнской платы в комплект входит лист с наклейками на клавиатуру. До сей поры эти наклейки лежали без дела. Я всё не решался выбрать подходящую клавиатуру, которая удостоится этих наклеек. Взял для этой цели две списанных Mitsumi (чёрную и белую). Белой пользовался весь этот год, однако системный блок и монитор у меня чёрные. Решил перейти на чёрную. А наклейки белые. В общем, это всё лирика. Посмотрите лучше очередное видео.

Глитч

Впервые словил интересный глитч на ZX Evolution. Игра Krakout II, если кто не знает. Странно, обычно если Спектрум зависает, то это насовсем, а тут играть можно. Напоминает глитчи с NES (Dendy). Надеюсь, проблема не аппаратная. Хотя, учитывая что игра крякнутая и русифицированная, ничего удивительного.

Небольшие доработки ZX Evolution

Разобрал блок питания. Отпаял в нём лишние коннекторы (SATA и квадратные четырёхпиновые коннекторы для интеловских плат), чтобы не создавать путаницу. Вывел +12 В для платы RGB-конвертера. Сделал RGBS-шлейф, правда сначала без земляного провода. Надеялся что земля будет браться от питания. Но изображение стало прыгать. Поэтому к RGB пришлось добавить землю. Пока непноятно куда прикрутить видеоконвертер. А ведь тут ещё нет жёсткого диска и плат расширения. Наверно придётся искать новый, более просторный корпус. На вывод аудиосигнала на переднюю панель корпуса не хватило сил. В другой раз сделаю так, чтобы наушники и магнитофон подключались спереди корпуса. Оно там предусмотрено. 

ZX Evolution

Благодаря форуму zx.pk.ru нашёл и немедленно заказал два SD-IDE адаптера. Два — потому что не смог выбрать, какой будет удобнее поставить. Один имеет отверстия для крепления, но нужно тянуть дополнительное питание. Другой меньше, без отверстий, зато питание по шине. Решил попробовать оба. Я ставил разные HDD в корпус ZX Evolution — и 3.5" Seagate, Maxtor и старый ноутбучный 2.5" Hitachi, Toshiba, все довольно шумные, а также создают лишнее тепло, жрут ток, лишние провода, сложное крепление, в общем неудобно. А вот SD-карточка на место винта — самое оно. Бесшумно, малое потребление, компактно и легко. Карта в штатном гнезде ZX Evolution остаётся на месте. Поскольку её трудно доставать и впихивать каждый раз — решено также заказать SD-удлинитель и вывести SD-гнездо на переднюю панель корпуса. Также хочу вывести на переднюю панель Hard Reset по причине того, что приходится при прошивке разбирать корпус и замыкать контакты пинцетом.

Когда посылка придёт, тогда обязательно сделаю видеообзор доработок.

Подключение китайского LCD-монитора (часть 4)

Да-да, уже четвёртая часть пошла! Больше месяца назад я получил плату видеоконвертера, о котором говорилось в прошлом посте. Всё это время не доходили руки, но теперь целый видеообзор получился. Запускайте же его немедленно.

Видеоигровой конвертер — для модернизации видеовывода старых игровых автоматов и приставок.
Китайский 7" дисплей — HDMI, VGA, композит, три в одном.
Прошивка от DDp — позволяет переключаться из стандартной 50 Гц развёртки на нестандартную 60 Гц с потерей таймингов.

Подключение китайского LCD-монитора (часть 3)

Убедившись, что существующее решение меня не устраивает, а именно работа ZX Evo в режиме 60-герцовой развёртки, я решил пойти на кардинальные меры. Вместо того, чтобы расставлять костыли внутри ZX Evo, есть смысл костыления на стороне монитора. В этой связке ZX Evo всё-таки главнее и выдаёт нормальное изображение. А китайский монитор просто не способен её правильно понимать. Что же делать?

Оказывается и тут умные китайцы придумали решение — универсальная плата-конвертер видео GBS-8200. Изначальна устройство предназначено для подключение аркадных игровых автоматов к мониторам и дисплеям с современными VGA-разрешениями. Входной разъём тоже VGA, но рассчитан на CGA и EGA-развёртки, а также RGBS и YUV-сигналы. Теоретически он должен понимать как классический RGBS отечественных клонов на Т34ВГ1 (например, Символа, который я недавно заимел), так и эво-VGA с развёрткой 50 Гц. Ну и Playstation ещё и всякие другие приставки с YUV. В общем, чего тут рассказывать — лучше один раз увидеть.

На коробке всё чётко написано. На плате всё понятно. Судя по всему, девайс работает по принципу скандаблера, то есть, программно-аппаратным способом запоминает каждый кадр изображения и приводит все развёртки к одному виду. Надеюсь, плату удастся аккуратно закрепить в моём mini-ITX корпусе. Решение, безусловно, жырное, зато идеологически и программно чистое. Я не трогаю стандартные настройки ZX Evo, которые в свою очередь унаследованы от оригинального Синклера. Все программы и демо при этом будут работать в штатном режиме без поехавших прерываний и тактов.

Цена девайса с доставкой из Тайваня — 1000 рублей. Продавцов этой платы на Ебее с десяток, цена одинаковая, есть из чего повыбирать. Заказал у «оригинального» продавца, чьё имя украшает упаковку на фото.

Существуют и двухвыходная модель GBS-8220. Судя по всему, в девайсе можно обновлять прошивку (я читал предложения с пометкой latest firmware), однако серьёзно на эту тему не копался.

Подключение китайского LCD-монитора (часть 2)

После прошивки что-то пошло так и изображение на экране появилось. Довольно приличное качество. Наблюдаются тормоза видео и звука в динамичных частях демок. Старый монитор SONY SDM-M61 был немедленно вынесен на балкон.

Подключение китайского LCD-монитора (часть 1)

Фото: http://www.adafruit.com/products/1033

Заказал я себе вот такой LCD-дисплей для всяких экспериментов со Спектрумами, Raspberry Pi и Arduino.
Прекрасен он тем, что, в отличие от других китайских собратьев, поддерживает не какой-то один интерфейс, а сразу три — HDMI, VGA и PAL. И в Денди (NES) можно поиграть, и классический ZX Spectrum+ подключается на ура. А вот как быть с ZX Evolution? Конечно же, он не держит нестандартный VGA-сигнал. Какой был соблазн избавиться от лишних огромных мониторов и заменить их компактным «планшетником».

Попробуем разобрать монитор, вдруг там что-то интересное и поддающееся настройке.

Там установлен чип RTD2660H, который и поддерживает три вида интерфейсов. Девайс довольно примитивный — преобразует что угодно в LVDS + реализация экранного меню настроек. На плате никаких скрытых возможностей или перемычек не нашлось (кроме возможности юзать два композита вместо одного). На буржуйских форумах народ пишет, что это чип можно прошивать. В основном он применяется в портативных проигрывателях. Китайцы продают на базе него платы для сборки + матрицу или готовые устройства. В интернетах попадаются в продаже устройства для прошивки чипа RTD2660, типа таких:

Но пока не вижу смысла ради такой задачи заказывать дорогостоящий девайс и ждать кучу времени. Сейчас пока наиболее вероятным мне видится вариант с переходником VGA -> HDMI, однако переходник — устройство активное и должно тоже держать нестандартную частоту. В композит конвертировать VGA-сигнал я категорически не хочу, ибо качество такой конвертации хуже, чем на старом телевизоре в режиме RGB. Прошивка на 60 Гц от DDp также не принесла результатов. Или процессе я что-то напутал.

Почему ZX Evolution такой, какой он есть?

Это первый пост нашего небольшого сайта. Пожалуй, пропущу банальщину о том, как в 1980 году Клайв Синклер бла-бла-бла... Главное, о чём я тут расскажу — как и почему ZX Evolution стал таким и почему он вообще состоялся.

Первый коммерческий процессор Intel 4004.

Первый коммерческий процессор Intel 4004.

Процессоры и микроконтроллеры прошли огромный путь развития за последние 40 лет и в миллионы раз усложнились. У многих в кармане устройство мощнее, чем пятилетняя рабочая станция. Однако, это не мешает любителям электроники по сей день собирать свои клоны Sinclair-совместимых компьютеров. Во времена перестройки доморощенные инженеры довольствовались примитивными отечественными клонами импортных чипов. Каждый электронный завод или небольшой кооператив выпускал свою версию знаменитого Спектрума. В XXI веке стало возможным взять наипоследнейшие микроконтроллеры и собрать на них хоть Pentium за несколько вечеров буквально на коленке (и это не шутка).

Доступность и простота использования микроконтроллеров и матриц AVR, ARM, Altera привели к тому, что в начале 2000-х годов началась новая волна «спектрумостроения». Имея всего лишь один кристалл можно было запрограммировать в прошивке полную аппаратно-программную схему оригинального ZX Spectrum 48/128. Кто-то создал единичный образец для себя, а кто открыл мелкосерийное производство и наладил отправку по почте. Можно даже сказать, что подросло поколение спектрумистов, отцы которых собирали клоны в 90-х годах на мелкой логике.

Типичный клон Спектрума (фото Максима Тимонина).

Типичный клон Спектрума (фото Максима Тимонина).

Один микроконтроллер вместо 50 простых чипов — это всё прекрасно и актуально. Однако, ещё в 90-е годы в России совместными усилиями спектрумистов и тематических издательств (журналов, газет, книг) и фирм были разработаны устройства, драйверы, контроллеры для подключения к ZX Spectrum дисководов, жёстких дисков, клавиатуры, мыши, звуковых устройств, сетевых адаптеров и много чего другого. Занятно, что в Европе производство периферии изначально было поставлено на коммерческие рельсы. При этом устройства расширения были стандартизированными и недорогими. Так вот, присоединять и адаптировать все эти поделки к классическим советским клонам стало проблематично, а поддержка со стороны софта оставляла желать лучшего. Со стандартами было туго. Каждый клепал своё. Единственный канал обмена в регионах — обыкновенная почта. Комплектущие были дорогими. По стране уверенно шагали PC и Windows. Популярность и удешевление платформы PC практически убила спектрумостроение. Жизнь изменилась, многие просто забросили любимое занятие, обзавелись детьми, дачами, тёщами.

Никто не спорит, что реализовать работу ZX Spectrum было относительно несложно на мелкой логике, а уж на современных контроллерах и подавно. Но мелкую логику образца 1970-ых годов сейчас использовать — всё равно что на перфокартах программировать. Микросхем нужно много, тяжёлая и кропотливая пайка, а затем настройка с осциллографом. Надёжность устройства так себе, а апгрейдить такие схемы совсем невыносимо. Как итог — непонятные конструкции из плат и проводов, напоминающие скорее макаронного монстра, чем компьютер. В то же время, микроконтроллеры — это всё-таки не компьютер, а аппаратный эмулятор, хоть и умещается в спичечном коробке.

Одночиповый клон ZX Spectrum на базе AVR (источник)

Одночиповый клон ZX Spectrum на базе AVR (источник)

Прекрасно понимая состояние дел, специалисты группы с говорящим названием «NedoPC» объединили лучшие, вернее будет сказать, устоявшиеся и проверенные временем наработки из Sinclair-клонов, платформы PC, мощный функционал современных микроконтроллеров, создали то, чему посвящён данный сайт — ZX Evolution. Ранее группа производила небезызвестный ATM Turbo 2+ v7.10. Какие-то идеи взяты из него, но в целом между машинами мало общего. Платформа ATM базировалась на мелкой логике и зашла в тупик.

Итак — ZX Evolution. Форм-фактор и способы подключения внешних устройств — как у PC. Карты расширения шины ZX Bus — продолжают идеи плат расширения из 90-ых. Контроллеры периферии и ПЗУ — современные микроконтроллеры Atmega и Altera. Сердце системы — оригинальный процессор Zilog Z80. Звуковой контроллер — классический AY (в этом компьютере Yamaha). Контроллер флоппи-дисковода — даже древний отечественный К1818ВГ93 тут пригодился! Такие решения — принципиальный ход разработчиков. Отказ от эмуляторов в пользу «живых» микросхем позволил точнейшим образом воспроизвести все нюансы звуковой и видеоподсистемы ZX Spectrum, сохранив при этом дух классического Sinclair.

Плата ZX Evolution (Rev. C)

Плата ZX Evolution (Rev. C)

Для меня, как для аудиоманьяка, особенно важно, что звук здесь хардверный, а не эмулируется программно. Ума не приложу, как можно точно эмулировать звучание старого доброго кремния из 1970-ых.

Кто-то может сказать, мол, жёсткие диски и карты памяти — это от лукавого, только плёнка, только хардкор. Но давайте вспомним, сколько всяких диковинных штук, вроде микродрайва, было сделано на Западе в восьмидесятые. Поверьте, не важен тип накопителя, если он позволяет положить блок кода в память наиболее удобно, быстро и без танцев с бубном. Если и это скептиков не устроит, то вот вам — в ZX Evolution есть вход для магнитофона! Я вообще загружаю программы через аудиокабель с iPhone 4S, пристрелите меня. Не удивлюсь, если в следующей версии Evolution появится поддержка USB.

ZX Evolution выпускается командой «NedoPC» мелкими партиями по заказу. Это законченное решение — материнскую плату Спектрум-совместимого компьютера со всем необходимым на борту. Вы просто берёте плату, ставите её в корпус, подключаете диски, клавиатуру и мышь. В качестве монитора можно почти без переделок подключить обычный VGA-монитор за 500 р/шт (на барахолках) или тёплый ламповый монитор Электроника 32ВТЦ 202. Лично я пробовал оба варианта. Сборка компьютера ZX Evolution мало чем отличается от сборки PC. Достаточно будет одной крестовой отвёртки и двух прямых рук. Можно даже подключить тёплый ламповый матричный принтер по интерфейсу Centronics — эта возможность была и в примитивных ранних клонах.

Такое, казалось бы, простое и очевидное решение родилось именно в наши дни. Стало возможным профессионально проектировать многослойные печатные платы, производить их на заводе автоматизированным способом, разрабатывать, а затем прошивать прошивки для контроллеров. По иронии судьбы всё это делается парнями из «NedoPC» дома, в свободное время на PC под Windows (иногда Linux).

Именно компьютер как законченное решение, не требующее пайки и наладки, и было целью создания ZX Evolution. Многие спектрумисты давно избавились от своих старых машин и бросили любимое занятие. Теперь вы можете не доставать с антресолей старый пыльный Пентагон или Скорпион, чтобы понастальгировать. Не нужно нюхать канифоль или менять ПЗУ с прошивками, чтобы опробовать ту или иную возможность железа или софта. Все возможности модификации и апгрейда вашего ZX будут доступны программно, без разборки системного блока. А старое барахло в виде магнитофона «Весна» и телевизора «Рекорд» вам вообще не понадобится.

Вариант компоновки ZX Evolution в корпусе mini-ITX.

Вариант компоновки ZX Evolution в корпусе mini-ITX.

Пожалуй, я не сказал о главном. Главное — это то, что ZX Evolution по-прежнему совместим со старым добрым ZX Spectrum 48/128. На нём идут все когда либо созданные для этой платформы игры, системные программы и демки. Смысл в том, что современный ZX стал не менее удобным для рядового пользователя, чем PC. Знакомая клавиатура, мышь, монитор, жёсткие диски — всё это работает и здесь. Запустить Exolon с жёсткого диска, а не с магнитофона — что может быть круче. Вся идеология и функционал ZX Evolution строится на этой базе — возможность запускать старый код и создавать при этом новый.